радуга-дуга

Радуга-дуга

литературный сайт Светланы Семёновой (г.Рига, Латвия) для взрослых и детей. Детские стихи и сказки.


Реклама:
Радуга-дуга - главная ›› Новости сайта ›› Проблемы образования в России

Проблемы образования в России

Образованщина

20 января 2010 («Вести Сегодня» № 13)

В каком направлении шел поезд, под который бросилась Анна Каренина?

Автор:Э.Чуянова
Навязанная западными советчиками модернизация обучения уродует не только школы Прибалтики. В российских научных кругах все чаще говорят о том, что в результате бездумных реформ уровень знаний в стране катастрофически падает, и все чаще поминают добром советское образование…

Почем нынче сто баллов?


— 2009 год окончательно развеял мифы о Едином государственном экзамене (ЕГЭ), вброшенные заокеанскими советчиками, — считает президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических и философских наук, профессор, академик РАЕН Сергей Комков. — Главный из мифов — будто бы ЕГЭ покончит с коррупцией при поступлении в вузы. На самом деле коррупция не просто многократно возросла, а превратилась в настоящее бедствие. Если раньше можно было говорить о единичных случаях продажности, то сейчас речь идет о каждом третьем сотруднике приемных комиссий.

Ежегодно мы получаем массу жалоб на то, как специально подобранные учителя решали задания по ЕГЭ для школьников, чьи родители за плату заказали нужные баллы. Известны и тарифы: за выполнение на 100 баллов надо выложить примерно 2000 у. е. Так что идет соревнование не знаний, а кошельков.

В одном только Дагестане на всех 183 пунктах приема экзамена (ППЭ) кураторы получили премию по 200 тысяч рублей за проведение ЕГЭ. А учителя, выполняя задания за выпускников, заработали по 25–50 тысяч рублей. Так что самые "умные" школьники у нас живут в национальных республиках! Уже который год при проведении ЕГЭ Татарстан, Дагестан и Башкортостан выдают блестящие результаты по русскому языку — значительно превосходящие средний показатель по стране, включая Москву и Санкт–Петербург. Даже руководство Рособрнадзора было вынуждено признать, что это не совсем нормально. По ряду фактов депутаты Госдумы РФ направили запросы в Генпрокуратуру.

В итоге в прошлом году Рособрнадзор провел перепроверку "вундеркиндов". Никто и не предполагал столь массовых фальсификаций — как минимум 25% "стобалльников" оказались липовыми! Но результаты не аннулировали, хотя для этого было бы достаточно и 10% "липы". Рособрнадзор всего лишь предложил особо отличившимся регионам принять меры по борьбе с фальсификациями. А те сделали вид, что ничего не произошло. И фальшивые "стобалльники" бросились покорять лучшие вузы страны. Между тем многие "вундеркинды" не способны написать без ошибок даже заявление в выбранный ими вуз.

Инвалиды против Менделеевых


— Новая система позволяет выпускникам подавать заявления хоть в 10 университетов, зато приемные комиссии работают на пределе возможностей, утопая в ворохе копий сертификатов. Потом начинается неразбериха: многие из зачисленных виртуальных абитуриентов в институт не приходят — нельзя же учиться в 10 местах сразу!

Кроме того, оказывается, что едва ли не каждый четвертый выпускник школы у нас сегодня… инвалид и по закону имеет право на внеконкурсное поступление. С одной стороны, это свидетельство гуманизации общества, а с другой — открывает широкое поле для злоупотреблений и коррупции, ведь медицинские документы можно и купить, вопрос лишь в цене.

И вот вам потрясающий результат. Набор студентов ведущих российских вузов 2009 года представляет собой коктейль выходцев из национальных республик, где торговля сертификатами ЕГЭ приобрела наиболее ярко выраженный характер, и "инвалидов", видимо, не способных в дальнейшем посещать лекции. А талантливые и перспективные молодые люди при этом из обучения как–то выпадают. Кстати, ректоры давно протестуют против ЕГЭ, но пока только 24 вуза по всей России отвоевали для себя право проводить дополнительные собеседования с кандидатами в первокурсники.

Ведь что такое ЕГЭ? Это замена устных и письменных экзаменов тестированием. По каждому предмету предлагаются варианты ответов. Нужно только угадать правильный. Да и сами учителя вольно или невольно нацеливаются на банальное натаскивание. Допустим, в математике несложно оценить точность ответа, хотя способы решения задачи могут быть разными. Впрочем, и по этому предмету ежегодно поступают тысячи апелляций. Так ведь речь идет и о гуманитарных предметах! Если выпускник знает название пункта назначения поезда, под который бросилась Анна Каренина, значит ли это, что он разбирается в литературе?

Тестовая форма оценки отсеивает от институтов самых талантливых ребят, имеющих нестандартное мышление. Они–то как раз очень тяжело справляются с тестированием. Ни Ломоносов, ни Пушкин, ни Менделеев ЕГЭ не сдали бы. Об этом много раз говорил и ректор МГУ, который категорично выступил против введения "единого" в стенах университета.

Таких не берут в космонавты


— Напомню: идея единого тестового экзамена зародилась во Франции в середине 60–х. Цель — уравнять шансы на получение высшего образования молодежи из метрополии и бывших колоний. Но закончилось это массовыми выступлениями молодежи и студентов, которые привели к отставке правительства де Голля. После французской молодежной революции Общественная палата потребовала незамедлительно отменить в стране тестовый экзамен — в противном случае системе высшего и профессионального образования Франции пришел бы конец.

Зачем нам было перенимать этот печальный опыт? По мнению министра образовании и науки РФ Андрея Фурсенко, стратегическая задача новой российской системы образования заключается в "подготовке квалифицированного потребителя". Даже не скрывается главный смысл нынешних реформ! Очень скоро Россия лишится молодых граждан, способных самостоятельно создавать интеллектуальный продукт. Кстати, тем же путем уже много лет идут и США. На одном из конгрессов по вопросам образования богатейший американец Билл Гейтс прямо заявил: "Если американская школа не перестанет готовить пустых болванчиков, способных лишь разгадывать дурацкие тесты, Америку ждет национальная катастрофа". Правда, в отличие от России, у США еще есть финансовые ресурсы, чтобы скупать мозги по всему миру.

Нам же говорить об инновационном, технологическом прорыве России в ближайшее время пока не приходится. Если задуматься, в чьи руки мы передадим производство, экономику и финансы великой страны, то, может статься, авария на Саяно–Шушенской ГЭС покажется нашим потомкам безобидным недоразумением…

Элина ЧУЯНОВА.
Рига — Москва — Рига.


"Вести Сегодня", № 13.

 



Архив новостей